Лукашенко пригрозил Европе остановкой транзита грузов в Россию и Китай | Новости 24
Business is booming.

Лукашенко пригрозил Европе остановкой транзита грузов в Россию и Китай

0 448

Лукашенко пригрозил Европе остановкой транзита грузов в Россию и Китай

Президент Александр Лукашенко в ответ на европейские санкции готов ограничить транзит товаров из Западной Европы в Россию и Китай через Белоруссию. Об этом он заявил на совещании о противодействии санкционными мерам.

Глава РБ назвал использование ограничительных мер в качестве инструмента давления на суверенное государство беззаконием и шантажом в международном масштабе.

«Все понятно: они начали новый поход на Восток. Не надо много доказательств для этого. Санкции введены не только против нас, но и еще более масштабные, более чувствительные санкции — против Российской Федерации», — заметил Александр Григорьевич.

Он отметил, что Белоруссия покупала в Европе некоторые комплектующие для своей промышленности, однако аналогичные производятся и в странах бывшего Советского Союза и в Китае, а значит, нужно «переориентироваться».

«Мы знаем, кто в США, Германии и других, особенно европейских, странах выступил против поставок комплектующих и основных узлов для наших предприятий. У нас есть опыт. Помните, „Шкода“, „Нивеа“ и так далее? Мы им сказали: ребята, спасибо, до свидания. Первое: на белорусский рынок — ни шагу, второе: через Беларусь — тоже ни шагу. Точно так надо поступить и с немцами. Пусть через Финляндию в Китай и Россию поставляют свою продукцию. Или через Украину (там хорошие дороги) пускай едут и поставляют туда», — посоветовал белорусский президент.

Александр Лукашенко пообещал принимать такие ответные меры, которые заставят ЕС думать, «прежде чем браться за экономическое оружие». Президент Белоруссии также считает, что излишки национальной продукции можно продавать в страны Азии, прежде всего в Китай, страны Африки, Латинской Америки.

Эксперт РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Вячеслав Холодков отметил, что российский экспорт в Европу в основном сырьевой и идет по трубам. Это нефть, газ.

— Данное направление двусторонних торговых связей между Россией и Европой решение Лукашенко не затрагивает. Оно затрагивает в основном импорт России из стран Европы, а это в основном готовая продукция.

Логистику можно изменить, например, тянуть импорт из Европы в Россию не по железным и автомобильным дорогам через Белоруссию, а морским путем. Например, через наши порты на Балтике (Усть-Луга и др.) или через порты Прибалтийских стран. Однако это увеличивает операционные расходы компаний, прежде всего, транспортные и в целом логистические. Значит, это неизбежно отразится на конечной цене продукции.

Не исключаю, что это решение может привести к повышению цен на ряд европейских товаров, которые мы импортируем из Европы.

«СП»: — А транзит в Китай, с которым Белоруссия пытается выстроить экономические отношения?

— Белоруссия участвует в реализации инициативы «Пояс и путь. Прежде всего в качестве транзитёра: через Белоруссию проходит северный маршрут «Пояса и пути» — из северо-западных провинций Китая грузы идут через Казахстан, Россию, Белоруссию в Европу. Количество грузов постоянно возрастет. В основном это контейнерные грузы. Белоруссия проявила себя как надежный транзитёр, участник этой китайской инициативы. Если Белоруссия будет ограничивать транзит европейских товаров на территорию Китая, встанет вопрос — каким образом эти товары будут попадать на территорию Китая.

Есть обходные варианты. Например, Транскаспийский международный транспортный маршрут, но он в основном идет через Южную Европу, Турцию, через республики Закавказья, далее через порты Каспийского моря, Казахстан и в Китай. Этот путь гораздо длительнее, дороже, потому что несколько перевалок грузов с железнодорожных платформ на суда, прохождение нескольких границ.

Не знаю, как отреагирует Китайская Народная Республика на решение президента Белоруссии, но думаю, что это решение белорусскому руководству предстоит обсудить и с Россией, и с Китаем, поскольку это затрагивает интересы экономических агентов и российских, и китайских. Как в окончательном варианте будет сформулировано решение — большой вопрос. Пока из скудной информации, которую мы имеем через заявление белорусского руководства, мы можем делать только такие выводы.

«СП»: — Но нет ли в этом заявлении элементов шантажа?

— Не думаю, что здесь есть элементы шантажа. Белоруссия и ее руководство находятся в очень сложном положении. С учетом усиливающихся санкций Запада белорусское руководство вынуждено искать ответные меры. В ходе этих реагирований на очередные недружественные шаги Евросоюза возможны какие-то ошибки, скоропалительные решения. В такой сложной политической и экономической ситуации цейтнота любой руководитель не застрахован от ошибок.

Не вижу элементов шантажа, тем более в отношении России, с которой у Белоруссии прекрасные отношения. и тем более Китая, с которым у Белоруссии динамично развиваются устойчивые и двусторонние торговые связи, и политические отношения. Те договоренности, которые были достигнуты и в Сочи, и во время других встреч, вселяют уверенность, что меры, которые предпринимают и Россия, и Белоруссия обязательно будут согласованы.

Научный сотрудник Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Евгений Гущин полагает, что идет торг:

— В тяжелой экономической ситуации санкций Евросоюза Лукашенко выторговывает себе лучшие условия поддержки со стороны России. Он часто прибегает к таким методам, в том числе угрожая мерами, которые частично бьют по российской экономике. Тем самым он говорит, что Белоруссии надо помочь.

На мой взгляд, это заявление — не реальная угроза принять меры, а, скорее, элемент торга в переговорах с Россией.

«СП»: — Но ведь речь идет и о Китае.

— Такое громкое заявление, чтобы Китай услышал, отреагировал. Видимо, до этого не особо предлагали помощь. Скорее всего, Китай поможет, например, кредитом, потому что для Китая важен проект «Шелковый путь» («Один пояс — один путь»), который проходит и через Белоруссию.

Китай не захочет, чтобы транзит прерывался. Для китайской экономики последствия будут минимальны. Это, скорее, имиджевая история, чтобы инициатива «Пояс и путь» продолжала реализовываться.

«СП»: — Западная Европа, наверняка, также заинтересована в транзите. Она может пойти на ослабление санкций ради его сохранения?

— Вряд ли, потому что для них важнее донести, что нельзя поступать так, как это произошло с самолетом (Ryanair — Ред.).

Есть морской транспорт, есть авиационный. На какие-то товары повысится цена, вырастут сроки доставки, но экономические последствия для Евросоюза и Китая будут минимальны.

В России подорожание товаров, думаю, будет временное и быстро найдутся обходные маршруты. Белоруссия — это не Суэцкий канал.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.