Эрдоган точит ятаган, втягивая НАТО в конфликт с Россией, но боится Макрона | Новости 24
Business is booming.

Эрдоган точит ятаган, втягивая НАТО в конфликт с Россией, но боится Макрона

0 561

Эрдоган точит ятаган, втягивая НАТО в конфликт с Россией, но боится Макрона

Турция может разместить в Азербайджане военную базу, заявил президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган.

При этом он не указал сроки появления таких объектов, но подчеркнул, что сначала президент Азербайджана Ильхам Алиев должен провести консультации с президентом России Владимиром Путиным по этой теме.

Напомним, на днях Баку и Анкара подписали т.н. «Шушинскую декларацию», которая обязывает стороны приходить на помощь друг другу в случае войны. Многие эксперты заговорили о появлении нового военного блока у границ России.

В таком случае появление турецкой базы в Азербайджане логично. Но ведь это по сути база НАТО.

— Эрдоган намерен и дальше расширять свое влияние на Кавказе, и будет использовать для этого каждый удобный момент, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

— И не только через турецко-азербайджанские связи. Например, в Грузии Аджария давно превратилась в турецкий форпост. А Азербайджан в Анкаре вообще видят как «маленькую Турцию». При этом мне доподлинно известно, что среди части азербайджанской элиты эти фантазии воспринимаются с удовлетворением.

И для Турции, и для Азербайджана военная база — это и демонстративный шаг, и практическая необходимость. Азербайджан с предоставлением земли под строительство военного объекта Турции рассчитывает получить гарантии защиты от армянской агрессии и показать «фигу в кармане» странам ОДКБ.

Турция, как и Азербайджан, демонстрирует региону и миру свои расширенные возможности для маневра. Поэтому одновременно это и сигнал НАТО и конкретно США, свидетельствующий о возможностях Турции, выходящих за рамки НАТО. Это и сигнал России в подтверждение того, что Турция способна вести политику, не зависящую ни от США, ни от России.

В то же время подобный товар прекрасно продается и на внутреннем рынке. Маленькая победоносная война — всегда хорошее приложение к любой предвыборной кампании. А пресловутая военная база на чужой территории, если она будет открыта, появится на свет, как известно, только в результате такой войны.

«СП»: Турция член НАТО. Если она ввяжется в войну за Азербайджан, то НАТО тоже будет воевать?

— Мы видим, что в НАТО всегда готовы только к одному — поступиться принципами, если это выгодно Брюсселю и Вашингтону. Например, страны НАТО не приняли участия в Пятидневной войне на стороне Грузии, как та ни просила. Но Грузия и не член НАТО, скажете вы. Это важный аргумент и одновременно ни о чем не говорящий. Потому что, если бы конъюнктура складывалась в их пользу, в войну они влезли бы. Вспомним бывшую Югославию.

В любом случае, приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам в тот период, когда Россию в Брюсселе и Вашингтоне открыто называют врагом, не может не вызывать опасений.

«СП»: — Не слишком ли далеко мы позволили Эрдогану влезть в дела Закавказья? Сейчас много разговоров о растущем военном сотрудничестве Турции со странами Средней Азии. Возможно ли появление нового военного блока у наших границ и как это будет сочетаться с нашими отношениями с бывшими республиками?

— Вы забыли: Грузия тоже рассчитывает на членство в НАТО. Если этим планам суждено сбыться, Южный Кавказ со временем может стать не менее враждебным по отношению к России, чем прибалтийский регион. И фактор Турции в этом вопросе будет определяющим. Анкара в данном случае выступает в роли троянcкого коня Североатлантического альянса, при этом по ходу удовлетворяя и свои геополитические амбиции.

Сначала, прячась за ширмой России, она решает свои вопросы в Сирии. Теперь использует точно такую же тактику на Кавказе. Но создать у российских границ новый блок, состоящий из кавказских и центральноазиатских республик бывшего СССР, сейчас вряд ли возможно. Тем не менее как задача на длительную перспективу она может оказаться выполнимой. Для этого могут использоваться общие ценности вроде ислама или тюркского единства.

— «Шушинская декларация» предполагает, что стороны окажут помощь друг другу" в случае, если для одной из них возникнет угроза ее независимости, территориальной целостности, неприкосновенности границ или безопасности", — напоминает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Стороны вполне могут трактовать этот тезис расширительно, что помощь может оказываться не только в случае агрессии, то есть оказывать друг другу помощь для борьбы с потенциальными угрозами, а это уже аргумент и для размещения баз.

Эрдоган, вероятно, придерживался именно такого подхода, когда говорил, что этот вариант не выходит за рамки декларации. Но Баку и Анкара в отношениях друг с другом связаны не только «Шушинской декларацией», представители двух государств вполне могут заявить, что вольны предпринимать и шаги, которые в этом документе прямо не прописаны.

Реплику Эрдогана, что «сейчас главное — обеспечить безопасность границ», можно понимать двояко — и как дополнительный аргумент для официального создания базы, и как оговорку, дающую возможность сделать шаг назад (сейчас — иные меры для обеспечения безопасность границ, а база — лишь в рамках одного из возможных сценариев).

Острой политической необходимости для скорейшего создания такой базы с точки зрения интересов Анкары нет. Серьезные внутриполитические очки Эрдогану это сейчас вряд ли принесет. С точки зрения именно внутриполитических интересов ему было бы даже выгоднее поднять тему создания такой базы ближе к общенациональным выборам 2023 года, если к тому моменту тема усиления турецкого влияния на международной арене (а не, например, чисто экономическая проблематика) будет выигрышной.

С точки зрения внешнеполитических мотивов база обычно является маркером интереса создавшего его государства к соответствующему региону и фактором сдерживания других игроков, которые могут проявлять к этой территории интерес.

Например, развертывание военных действий в регионе присутствия такой базы уже может нести дополнительные политические риски для инициатора таких военных операций. Но все заинтересованные игроки и так рассматривают любой конфликт, в который может быть вовлечен Азербайджан, в контексте возможного участия в нем и Турции.

Возможно, Анкара захочет таким образом использовать удачный момент для создания базы — в случае, если в будущем обстоятельства для этого будут менее благоприятными. Но опять же, мировой опыт показывает, что база сама по себе при неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуре может быть не таким уж эффективным инструментом влияния. Опять же, база — это затраты (особенно чувствительные в период экономического кризиса), а Турция сейчас одновременно ведет активную работу в разных регионах мира. Поэтому аргументы в пользу варианта, что с такой базой стоит пока подождать, Эрдоган наверняка тоже принимает во внимание.

«СП»: Эрдоган подчеркнул, что сначала Алиев должен провести консультации с Путиным по этой теме. Надо понимать, что Путин будет против. Это остановит Эрдогана?

— Не исключено, что эта тема сейчас была затронута Анкарой, во многом, именно в контексте внешнеполитического торга с Россией. Недаром Эрдоган упоминал о собственной предстоящей встрече с Путиным. Возможно, турецкая сторона не будет поднимать вопрос с открытием базы в обмен на какие-то встречные шаги Москвы.

«СП»: — Какой будет реакция Москвы? Мы и так слишком глубоко пустили Эрдогана в Закавказье. Может, чтобы не ссориться с Анкарой, закроют глаза?

— Скорее всего, это будет частью непубличных переговоров. Понятно, что для России появление такой базы вряд ли стало бы желанной новостью. С другой стороны, не будем забывать, что турецкие военные и так могут вполне открыто развертывать свои силы в Азербайджане, например, в период проведения совместных учений, а такие учения, при желании, можно проводить с высокой периодичностью.

«СП»: — Какую опасность для Армении представляет эта база?

— С чисто политической точки зрения — это еще один потенциальный повод для вмешательства Турции в региональные конфликты или, по крайней мере, для давления Анкары на Ереван и Москву в случае нарастания напряженности на Южном Кавказе.

В случае боевых действий в регионе, в которые Анкара не будет вовлечена непосредственно (а даже несмотря на положения «Шушинской декларации» о «необходимой помощи друг другу», такое возможно). Не исключены и инциденты, где могут пострадать турецкие военнослужащие, что станет дополнительным источником политических рисков, например, для Еревана, если он будет в такой конфликт вовлечен. Для примера влияния подобных инцидентов на ход вооруженных конфликтов, вспомним хотя бы инцидент 9 ноября 2020 года со сбитым российским вертолетом.

С другой стороны, наличие своей базы в регионе — это и политические риски для руководства государства, разместившего своих военных на такой базе. Например, это дополнительный аргумент для партнеров такого государства и собственных оппозиционных политиков, почему при наличии базы оно не вмешивается в конфликтную ситуацию, сложившуюся в регионе — даже в ситуации, когда идти на такое вмешательство этому государству будет как раз и не выгодно.

«СП»: — Если рассуждать теоретически, то Турцию, как члена НАТО, обязаны защищать страны альянса, а Турция, согласно «Шушинской декларации», обязана защищать Азербайджан. Это может привести к столкновению НАТО и ОДКБ. Возможно ли такое? Или НАТО не будет во все это лезть?

— Интересно, что часть азербайджанских экспертов аргументировала возможность появления такой базы необходимостью сдерживания одной из проявляющих интерес к региону стран НАТО — Франции. Хотя понятно, что сценарии, связанные с военным вмешательством Франции в военные конфликты на стороне Армении или даже присутствием французских миротворцев в регионе, выглядят маловероятными.

При этом гипотетический конфликт, в который могут быть вовлечены, например, Турция и Армения, если бы подобное произошло в ближайшее время, вряд ли означал бы именно прямое противостояние НАТО и ОДКБ. Как известно, внутри ОДКБ есть участники, которые захотели бы максимально избежать втягивания в конфликт с Турцией (например, Казахстан или Белоруссия, с учетом контактов с Баку), с другой стороны — часть членов НАТО вряд ли захочет участвовать в подобном конфликте на стороны Анкары (та же Франция).

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.