Армения костьми ляжет на пути Эрдогана к Каспию | Новости 24
Business is booming.

Армения костьми ляжет на пути Эрдогана к Каспию

0 267

Армения костьми ляжет на пути Эрдогана к Каспию

Армения готова приступить к процессу демаркации и делимитации границы с Азербайджаном, заявил на трехсторонней встрече в Сочи с президентами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым армянский премьер Никол Пашинян.

«Я неоднократно заявлял, что Армения готова приступить к процессу делимитации и демаркации границы. Тема открытия, деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций тоже очень важна для нас, и мы искренне заинтересованы в том, чтобы решить эти вопросы», — подчеркнул Пашинян.

Тут стоит напомнить, что буквально неделю назад Пашинян исключил подписание документа, закрепляющего итоги демаркации и делимитации границы с Азербайджаном на данном этапе. Он также заявил, что речь может идти лишь о потенциальном документе о создании комиссии и начале процесса.

«Здесь есть непонимание… Складывается впечатление, что будет подписан документ об итогах делимитации и демаркации границы. Это невозможно. Потенциальный документ будет касаться лишь создания комиссии Армении и Азербайджана, которая начнет заниматься работами по делимитации и демаркации… Там не будут указаны границы», — говорит он тогда.

Как это понимать? Готовы или нет армяне к демаркации границы — и на каких условиях?

— Никол Пашинян пытается действовать по принципу «и вашим, и нашим», — считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.

— С одной стороны, он демонстрирует готовность реализовывать все подписанные трехсторонние российско-азербайджано-армянский соглашения от ноября 2020 года и января 2021 года. С другой, премьер пытается угодить общественному мнению внутри Армении, которое настроено взять реванш у Азербайджана. А демаркация армяно-азербайджанской границы полностью лишает реваншистов хоть каких-либо надежд.

Никол Пашинян пытается усидеть на двух стульях. На одном стуле — он друг и союзник России, стремящийся к миру на Южном Кавказе и прекращению вражды между армянами и азербайджанцами. На втором стуле нынешний премьер Армении большой друг НАТО и Евросоюза, который не торопиться мириться с официальным Баку и всячески старается угодить реваншистам — как в его собственной стране, так и другим, проживающим в США и Европе.

«СП»: — Говоря о проблеме азербайджанских и армянских анклавов, существовавших на территории Армении и Азербайджана в советский период, Пашинян заявил, что нужно изучить, были ли правовые основания для создания таких территорий, или же анклавы создавались решениями «соседних колхозов». Насколько, по-вашему, проблема действительно серьезная?

— Проблема действительно не простая. В советское время строили дороги без учета административной в то время границы между Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Например, чтобы попасть по дороге из одного армянского села в другое необходимо проехать по дороге, которая заходит на территорию Азербайджанской республики. И наоборот — чтобы попасть из одного азербайджанского населенного пункта в другой такой пункт, необходимо «завернуть» на территорию Армении. Поэтому и возникает такая сложность.

Но, как вы понимаете, речь на самом деле должна идти о строительстве новых дорог, которые не будут заходить на территорию другого государства. Официальный Баку вполне может справится с этой проблемой. А вот официальному Еревану такой поворот событий не по карману. Поэтому в Армении пытаются скрытно противодействовать демаркации границы не только по политическим, но и экономическим причинам.

«СП»: — Пашинян утверждает, что деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций очень важна для Армении. Но почему тогда они против Зангезурского коридора?

— Потому что открытие Занзегурского коридора будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития Нагорного Карабаха и положения его населения. То есть, говоря простым языком, армяне, проживающие в западных районах Азербайджана, будут жить лучше, чем в самой Армении.

Не ровен час, по мнению высшего руководства официального Еревана и его западных спонсоров, граждане Армении устремятся жить в Азербайджан. То есть, правительство Пашиняна ждут серьезные имиджевые, и не только имиджевые, потери.

То есть, как вы поняли, открытие Занзегурского коридора является серьезным фактором социально-экономического укрепления самой Азербайджанской республики. А вот Республика Армения пока не имеет механизмов использования Занзегурского коридора в интересах развития своей страны. То есть, официальный Ереван уподобляется «собаке на сене» — «сам не гам, другим не дам!»

«СП»: — А выгоден ли коридор России? С одной стороны, мы получаем дорогу в Армению, с другой — турки получают выход к Каспийскому морю. Оно нам надо?

— России, безусловно, выгодно разблокирование Занзегурского коридора. Ведь в этом случае получает новое развитие макрорегиональный российско-азербайджано-иранский проект «Транспортный коридор Север-Юг». При этом, в свою очередь он становится привлекательным для включения его в глобальный китайский проект «Один пояс — один путь». Выгодно будет сотрудничать в сфере экономики, получать большие дивиденды, в том числе и Армении. И не будет смысла ссорится.

То есть, мы говорим об экономических механизмах и скрепах, которые позволяют установить довольно-таки крепкий мир в регионе. И не надо опасаться Турции. Мы — Россия — уже довольно-таки серьезно с ней сблизились не только в экономической, но и военно-технической сфере.

«СП»: — А Иран? Каков его интерес? Ему этот коридор тоже невыгоден?

— Иран также получает большие дивиденды от разблокирования транспортных коридоров. Все эти транспортные пути как раз и пойдут через Иран, затем в Афганистан, и далее в Индию. По сути, в результате транспортного развития данного макрорегиона, официальный Тегеран оказывается в центре пересечения многих торговых путей, что существенным образом может укрепить государство древних персов.

«СП»: — Будет ли вопрос решен, и в какие сроки?

— Предлагаю не гадать на ромашке: «будет — не будет» Всё зависит от политической воли всех участников политического процесса в данном макрорегионе. В любом случае, развитие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе даст мощный импульс развитию находящихся в нем государств и повышению социально-экономического положения всего их населения. Это главное, что нужно понимать в данной ситуации. То есть, пытаться противодействовать данному процессу — это наносить вред своему народу, да и самому себе тоже

— Армения не признаёт принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану, поэтому всячески оттягивает закрепление де-юре существующего де-факто положения вещей, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

— Да и положение де-факто трактуется сторонами по-разному. Если в Баку считают, что Карабах вернулся в состав Азербайджана и поэтому никакого вопроса статуса Нагорного Карабаха больше не существует, то в Ереване придерживаются иного мнения. В Азербайджане присутствие российских миротворцев в регионе трактуют как обеспечительную меру при передаче Карабаха Азербайджану, а в Армении — как меру защиты армянского населения и сохранения существующего статус-кво. Если Пашинян открыто скажет, что Карабах больше не армянский, это станет не просто концом его политической карьеры, а может поставить Армению на грань гражданской войны.

«СП»: — В чем, собственно, проблема? Почему граница не была демаркирована сразу после образования этих государств?

— Почти сразу же после образования независимых Армении и Азербайджана между ними началась война за Карабах. Более того, значительная часть границы между Арменией и Азербайджаном приходится на территории вокруг Карабаха, ранее оккупированные Арменией.

«СП»: — А почему Армения выступает против Зангезурского коридора, хотя на словах Пашинян поддерживает деблокировку инфраструктуры?

— С одной стороны, Армения опасается того, что Зангезурский коридор отрежет Сюникскую область от основной территории Армении. Но этот вопрос снимается гарантиями безопасности со стороны России. Как известно, согласно подписанным соглашениям, именно российские миротворцы будут охранять как Лачинский, так и Зангезурский коридор.

С другой стороны, протяженность Зангезурского коридора составляет всего-то чуть более 40 км, что не позволит Армении получить сколько-нибудь серьезный доход от транзита. По этой причине в приоритете у Еревана открытие железной дороги через Газах — Иджеван и далее через всю территорию Армении.

Но стоит ли смешивать эти вопросы? Ведь восстановление полноценного железнодорожного транзита по территории Армении после прекращения войны с Азербайджаном станет только вопросом времени. И именно обмен Зангезурского коридора в Нахичевань по территории Армении на Лачинский коридор в Нагорный Карабах по территории Азербайджана мог бы стать тем самым важным решением на пути окончательного выхода из нагорнокарабахского кризиса.

«СП»: — А выгодно ли нам это? Нужны ли нам эти транспортные коридоры, которые, с одной стороны, свяжут Армению с нами, с другой — дадут туркам выход на Каспий?

— Получение Турцией сухопутного выхода к Каспию через территорию Армении не означает превращения Турции в прикаспийское государство и не дает ей никаких юридических прав на решение вопросов по Каспию. Участие Турции в прикаспийских делах и без того обеспечивается ее «младшим братом» Азербайджаном. Что касается перспектив перевозки по Зангезурскому коридору турецких военных грузов, этот вопрос может быть (даже должен) отдельно оговорен международным соглашением по коридору — сродни конвенции Монтрё о проливах.

«СП»: — Может ли Россия как-то повлиять на процесс? Армения явно не собирается открывать коридор, Баку грозится проделать его силой. Что нам делать в этих условиях?

— Я не готов представить, что Азербайджан сейчас вторгнется на территорию Армении и начнет строительство железной дороги под охраной своих войск. Подобной интервенции точно не допустит Россия, то есть это нереалистичный сценарий. А значит, придется договариваться. Поэтому и проходят регулярные встречи Пашиняна и Алиева при посредничестве Путина.

Думаю, вопрос Зангезурского коридора будет решен. И «вкус успеха», возможности, которые откроет деблокирование транспортных магистралей в регионе, подвигнут стороны к позитивным договоренностям по карабахскому вопросу в целом.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.